Людмила Скубко-Карпас


Член Московского союза художников

«Настоящей жемчужиной нынешней коллекции является картина «Интересная радиопередача» Людмилы Скубко-Карпас (1953). Она была чрезвычайно популярна в 1950-е годы и многократно репродуцировалась в печати. Помимо этого, она была признана лучшей дипломной работой года среди всех художественных вузов страны.»

Леонид Шишкин


Родилась в 1923 году в Ленинграде. С 1924 года живу в Москве. Мой отец, родом из Екатеринослава (Днепропетровск), был скрипачом-вундеркиндом. Когда началась революция, власть на Украине переходила из рук в руки. Махновцы сожгли его скрипку Страдивари в печке. С тех пор отец не играет. Отец очень рано заметил мои способности к изо-искусству. С 8 лет он отдал меня учиться к художнице Орловой, внучке графа Орлова, который брал Париж в 1812 году. Старушка учила меня рисовать с натуры все подряд. Потом я была ученицей детской студии при Музее изобразительных искусств им. Пушкина, где мне дали первую премию - коробку пастели. Эта коробка пролежала у меня 20 лет, я не знала, как ею пользоваться.

Лет в 11 я поступила в детскую художественную школу при Училище Памяти 1905 года, на Сретенке. Там я была премирована поездкой в Ленинград. После окончания восьмого класса я поступила в художественное училище, бросив школу. Моего отца тогда не было в Москве. Он был на Севере, куда уехал на заработки. Во время войны мы с мамой эвакуировались на Урал, в деревню Колупаевку, где все жители были с фамилией Колупаевы. Нас встречали с музыкой, расселяли по избам. Очень много приехавших грудных детей умирали. Меня просили зарисовать их в гробиках. Мне было очень тяжело на них смотреть. Я стала работать воспитателем в детском саду. У меня были с собой краски, и в «мертвый час» я рисовала, вернее писала, головки спящих детей. Писала на загрунтованных краской открытках, которые мне присылали отец и подруги. Московский художественный институт им. Сурикова был эвакуирован в Среднюю Азию. Я подала заявление, послала эти рисунки детских головок и рисунок с обнаженной, который я сделала в Москве в студии А.И.Кравченко перед войной. Меня приняли и прислали вызов. Но родители меня не пустили, боялись, что во время войны все может быть, и мы никогда не встретимся. Война еще продолжалась. Из эвакуации меня вызвал полиграфический институт. Из этого института я перешла в Институт прикладного и декоративного искусства, где проучилась 4 года. Но меня интересовали серьезная живопись и рисунок. Я брала уроки в частной студии у P.P. Фалька. Он дал мне много и был против моего поступления в художественный институт, так как там было засилие «соцреализма». Но он уже не давал мне ничего нового, повторялся, и я решила все-таки уйти в институт. Меня приняли на второй курс Художественного института им. Сурикова.

Летом мы ездили на практику в Крым, в Дом творчества в Козы. С нами там был замечательный педагог В. В. Почитапов. Я окончила институт в 1952 году. Моя работа «Детская радиопередача» была признана одной из лучших. Ее репродуцировали на открытках, на обложках журнала «Мурзилка» и других. Ее посылали на выставки в соцстраны. Я стала преподавать в Заочном институте искусств. У меня заболела мама, оказалось - рак. Я ее не отдавала в больницу. Мне помогала сиделка дома. Я уже не могла работать маслом и вспомнила о коробке пастели. В этой технике не было запаха, а работу можно бросать на любой стадии сделанности и продолжать потом, когда смогу. Рядом с нашим домом в Серебряном переулке была школа для отстающих детей. Я познакомилась с директором, перерисовала всех педагогов и его в том числе. Мне разрешили брать любого ребенка из класса и рисовать. Все равно от их учебы было мало проку. А внешне - очень симпатичные мордашки.

У моего отца был знакомый конферансье, друг директора Дома литераторов А.Г. Алексеев. Этот конферансье посоветовал мне выставиться там. Он настоял, чтобы я поехала к директору с работами. У меня уже были пастели. Директор по телефону отказывал мне, но Алексеев заставил меня показать ему работы. Директор пришел в восторг от них и разрешил выставиться на первом этаже Дома литераторов. Я была ужасно застенчива, боялась выставиться одна. Уговорила директора взять для выставки моих подруг, сказала, что они еще лучше меня. Он разрешил. Успех у моих пастелей был огромный. Меня искали писатели, мне посвящали стихи. Мой сын работал в Институте Африки. Он защитил диссертацию по теме экономики ЮАР. Приехала в этот институт француженка, изучающая тему «Культурные связи СССР и Африки». Однажды Юре сказали: «Вот ты знаешь язык, - развлеки ее». Он привел ее ко мне в мастерскую. Я ее нарисовала, а Юра попросил, чтобы она меня вызвала в гости (его самого не выпускали). Тогда это было уже можно - 1982 год. Из Франции пришло приглашение, и я впервые поехала за рубеж. Французы считали русских дикарями. Они Россию представляли так, как показывали в их фильмах: избы, медведи, снега. Во Франции мне продлили визу до 3 месяцев. Я перерисовала всех родных и нужных людей этой француженки, была в Париже, в Гренобле. Вернувшись в Россию, я ездила в творческую поездку в Суздаль. В Суздале, потом в Хиве я зарисовывала культовые здания, природу, людей, потом сделала выставку в Москве. Когда в России .началось движение за демократические перемены, мой сын собирал до 50 человек молодежи у меня дома. Я очень боялась. Телефон прослушивали, под окном дежурила черная машина. К нам приходила милиция, Юру сажали на 15 суток, как за хулиганство на митинге на Пушкинской площади. На площади Маяковского они впятером впервые подняли трехцветный российcrкий флаг (март 1989 года) в годовщину Февральской революции в России.*

Я очень перетрусила и решила с сыновьями уехать во Францию. Я знала, что там я не пропаду, мое искусство было нарасхват.

С большими трудностями выехали в августе 1990 года. Я там пробыла 7 лет. Младший сын Алеша остался во Франции, а я с Юрой вернулась в Россию. Париж - красивый город, а французы нам чужды. Русские люди шире, добрее, откровеннее и талантливее. Я много работала, выставлялась в редакции газеты «Русская мысль», в других местах и два раза участвовала в парижском «Осеннем салоне». В их альбоме есть репродукция моей работы «Девочка со скрипкой». Вернулась я в 1997 году в Россию совсем другую. Вначале очень бедствовала. Во Франции много моих работ в частных собраниях. У одной бывшей моей соотечественницы собрано больше 60 моих работ. Она считает, что на них разбогатеет. Здесь я начала участвовать в выставках. На Масловку ходили покупатели - наши и иностранцы. У меня много работ в разных городах - у нас и во многих странах.

Сейчас я продолжаю работать, и несколько новых друзей уже имеют целые коллекции моих работ. Недавно мне позвонил владелец галереи Шишкин. Он нашел вариант моей картины-диплома «Детская радиопередача» - «Интересная радиопередача» (1953), отреставрировал его за тысячу долларов и поставил на аукцион. Мою картину купили за 46 тысяч долларов! Это была лучшая работа на аукционе. Был отзыв, очень лестный, в «Независимой газете» в интервью у Шишкина для петербургской газеты «Версия» он рассказывал: «Недавно у нас состоялся рекордный по объему продаж аукцион. Чемпионом стала картина 1953 года практически неизвестной художницы Л.Л.Скубко-Карпас «Интересная радиопередача». Долгое время она украшала какую-то телефонную станцию и попала ко мне из рук частного коллекционера. Я оценил ее в тридцать тысяч, пригласил одного из своих постоянных покупателей, которому она действительно очень понравилась. Но он захотел посоревноваться и предложил: плачу с ходу пятнадцать и забираю картину. Мы не договорились, и я выставил ее на торги. Так вот: этот же покупатель боролся за нее до сорока четырех тысяч, но его все же перебили и Купили картину за сорок шесть!»

В 2002 году я приняла участие в международной выставке «Европастель» в провинции Кунео, Италия, а затем - в пастельной выставке в Санкт-Петербурге к 300-летию города. Когда-то подаренная мне коробка пастели теперь стала моим постоянным помощником в творчестве.


*Примечание Ю.Скубко

«Я был тогда вместе со своими товарищами на площади Маяковского (Триумфальная), но флаг не поднимал. Это сделал редактор нашей газеты Эдуард Молчанов за что получил милицейской дубинкой по голове. На следующий день в «Московской газете» появилась заметка «ДС поднимает флаг самодержавия». Так началось возрождение российского триколора. Потом наш почин подхватили все демократические организации. Сегодня этот исторический факт тщательно замалчивается. Современных историографов видимо смущает "сухой остаток" фактически распавшегося в 1991году  Демократического союза(ДС) в виде эпатажной прозападной либералки Валерии Новодворской, эдакого "Жириновского в юбке", но с противоположным знаком. Замечу, что В.Жириновский первоначально тоже входил в Центральный координационный совет ДС). На самом деле ДС 1988-1991 гг. представлял собой широкую коалицию антитоталитарных "неформалов", включая не только либералов, но и демокоммунистов, социал-демократов (к ним относился ваш покорный слуга) и даже христианских демократов».


Список иллюстраций

«Детская радиопередача» 1952. Холст, масло. Обложка каталога галереи Л. Шишкина

«Маленькая арфистка» 1999. Картон, пастель