В Ы С Т А В К А     П Я Т И

В Центральном Доме литераторов состоялась выставка произведений пяти московских художниц — Клары Филипповны Власовой, Татьяны Александровны Горчаковой, Киры Владимировны Коржевой, Людмилы Львовны Скубко-Карпас и Полины Николаевны Чер­нышевой. Пять художниц разных творческих темпераментов, обладающих резко выраженными индивидуальными чертами. Но именно поэтому, объединив их, выставка получилась интересной и острой.

Центральное место на ней принадлежало работам Киры Влади­мировны Коржевой. Следуя лучшим традициям русской класси­ческой живописи, она достигла высокого мастерства. Ее карти­ны, сделанные сильной, уверен­ной рукой, производят большое впечатление суровой правдиво­стью, строгостью, отсутствием внешних эффектов. Краски у нее плотные, цвет — насыщенный, тоновые отношения всегда хорошо выдержаны. Она не боится сложных цветовых задач и успешно решает их, что убедительно показывают такие работы, как «Натюрморт на черном», «Натюрморт с грибами», «Натюрморт с бочонками и луком», «Дельфиниумы», «Портрет девушки» и другие. Но, как гово­рится, кому много дано, с того и много спрашивается: хочется, чтобы художница чаще обраща­лась к более глубоким и общест­венно значительным темам.

Наиболее полно была пред­ставлена на выставке своими ра­ботами Клара Филипповна Власова. Ее произведения привлекают зрителей жизненностью, оптимистическим настроем, умени­ем по-своему увидеть окружающее и отразить увиденное. Она много путешествует, много рисует с натуры. Большое место занимают в ее творчестве Дагестан и Средняя Азия, пленившие ее своей необычной красочностью.

Художница прекрасно передает тончайшие нюансы света и воздушной среды. «Самарканд. Утро», «Аул Чох», «Гора «Спящая красавица» могут быть отнесены к числу ее лучших произведений. Очень выразительны у художницы и портреты, Например, Портрет Пакият и жанровые сцены — «Угомонились» и другие.

К сожалению, на выставке было мало работ Татьяны Александровны Горчаковой, художницы интересной, обладающей острым чувством цвета. Показанные ею работы, например «3а чаем», «В горах Тянь-Шаня», «Девушка киргизка» живописны, отличаются яркими красочными сочетаниями с элементами декоративности, но не дают полного представления о ее творчестве.

Большим успехом пользовались на выставке пастели Людмилы Львовны Скубко-Карпас. Этому способствовала не только тематика ее произведений — многие из них посвящены детям, но и умение использовать все богатство живописных возможностей этой трудной и малораспространенной техники. Из показанных на выставке работ лучшими в этом отношении являются очень тонкие по исполнению небольшие пейзажи и интерьеры. Секрет обаяния ее «детских» произведений — «Снегурочка», «Первая утрата», «У аквариума» и других — заключается, наверное, в том, что она ищет в ребенке не тип, не черты, типичные для всех детей, а, наоборот, индивидуальные черточки, характерные только для данного ребенка, его особую, неповторимую личность, как бы мал он ни был. Кроме пастелей художница показала и несколько работ маслом, в том числе удачные портреты писателей В. Лидина и Анара.

Полина Николаевна Чернышева, единственный на выставке художник-график, порадовала зрителей превосходными акварелями. Ей присуще особое поэтическое видение мира, которое трогает свежестью и непосредственностью восприятия. Ее большие акварели — «Дождь», «Поздняя осень», «Иней» и другие — воздушные и трепетные, глубоко лиричны и так хорошо передают состояния природы, что глядя на них невольно вспоминаются строки Фета и Тютчева. Очень эмоциональна и нежна акварель «Утро в Гурзуфе», а сколько настроения в «Новолунии». Хороши ее акварельные зарисовки с натуры — «Вяжет», «Позируют», «Тарусские школьницы», живые рисунки фломас­тером и в особенности наброски животных, свидетельствующие о несомненном таланте анималиста. Художнице, обладающей, судя по показанным работам, острым глазом и наблюдательностью, не следует пренебрегать этой стороной своего творчества.

Все пять художниц не новички в изобразительном искусстве и многократно участвовали на художественных выставках. Но выставка пяти позволила нам более полно ознакомиться с их творчеством, оценить по достоинству и порадоваться их дости­жениям, увидеть новые работы, в которых свежесть и молодость сочетаются с высоким профессиональным мастерством.

М.Панов

Газета "Московский художник" 12 января 1974 г.


Список иллюстраций

К.Коржева. Натюрморт на черном

П.Чернышева. Позируют

К.Власова. В гончарном цехе. Дагестан

Л.Скубко-Карпас. Монгольская девушка

Т.Горчакова. Киргизская девушка